|
Крест, сооруженный
на братской могиле почившей братии монастыря
Центральный
соборный храм.
Колокольня
с внутренним храмом в честь Святителя Николая Чудотворца
Сохранившаяся
роспись в верхнем храме Живоначальной Троицы
|
Когда
основан монастырь определить трудно. Бывший пожар в 1676-м году 26 апреля
истребил все документы, по которым можно было бы проследить его первоначальную
судьбу. Из грамот Патриарха Иоакима, данных на построение церквей, известно,
что до пожара были три церкви и другие монастырские строения. На этом
основании можно заключить, что этот монастырь существовал задолго до
1676-го года, и в это время уже имел вид благоустроенный. Первоначально
эта обитель находилась в ведении Патриархов, в позднее время перешла
в ведение Преосвященных Тамбовского, Нижегородского. По открытии же
Пензенской губернии и утверждении г.Пензы в 1801-ом году губернским,
упраздненный г. Наровчат был восстановлен к Пензенской губернии, с ним
и Сканов монастырь перешел в ведение Пензенских епархиальных Преосвященных,
в коем и доныне состоит.
Название Сканова монастыря, как значится в "Истории церковной Российской
иерархии" (т.5,стр.136), произошло от речки Скановой, которой в
настоящее время нет поблизости к монастырю. А также существует предание
старожилов: название монастыря произошло от фамилии некоих бояр Исканских,
которым принадлежала местность пустыни. Точных документов о названии
Сканова монастыря не сохранилось.
После пожара 1676 года были вновь построены деревянная церковь во имя
Святой Троицы и церковь во имя Святителя Николая Чудотворца. Но Троицкая
церковь около 1785 года опять сгорела, а Николаевская в 1802 году за
ветхостью колокольни, в которой она находилась, была разобрана. Было
принято решение строить все строения в монастыре каменные.
В 1795 году по резолюции Преосвященного Феофила, епископа Тамбовского,
был заложен посреди обители новый соборный храм двухэтажный, о пяти
главах, с росписью снаружи. В нижнем этаже храма престол во имя Успения
Божией Матери, который был освящен настоятелем-строителем Корнилием
8 октября 1801 года. В верхнем храме престол во имя Живоначальной Троицы,
освященный 29 мая 1808 года настоятелем архимандритом Израилем. Иконы
в иконостасе, священные изображения на стенах и столпах были писаны
казначеем монастыря иеромонахом Парфением.
На северной стороне, среди ограды, прямо против собора, в колокольне,
над святыми вратами была устроена небольшая церковь во имя Святителя
и Чудотворца Николая. Она была освящена 23 апреля 1796 года.
На южной стороне монастыря находится больничная церковь во имя Усекновения
главы Иоанна Предтечи. Устроена она в 1809 году игуменом монастыря Корнилием
и им освящена в 1812-м году.
Божественная служба в монастыре совершалась по общему' церковному уставу
неопустительно. Всенощное бдение здесь бывало довольно продолжительно,
пение стихир всегда совершалось по нотам, постоянно читалось
толковое Евангелие... В воскресные дни перед позднею литургиею служился
молебен Божией Матери настоятелем со всею братиею...
В летнее время братия занималась землепашеством и рыбной ловлею в реке
Мокше. Недалеко от обители находился пчельник (до 80 ульев), дающий
мед и воск для монастырских свечей. На реке Шелдаисе находилась пожалованная
монастырю императором Павлом 1-ым в 1797-м году водяная деревянная мельница.
Вне ограды, для посетителей были построены четыре 2х-этажных каменных
гостинных корпуса. В одном из корпусов находилась больница для братии
и посетителей, и иконописня. На берегу реки Мокша стояла деревянная
кузница. Близ монастыря были расположены: хлебный амбар, каменная рига,
скотный двор, каменный ледник и хозяйственные строения. Монастырь имел
во владении землю для посева ржи, овса, гречихи. При монастыре был разведен
сад, огород, и имелись сенокосные луга и лесные угодья.
Из настоятелей особенного внимания заслуживают четыре.
Арсений 1-ый был из дворян, рода Левитских. Он первый положил начало
тому устройству обители, до которого она доведена. Построил красивой
архитектуры колокольню, заложил нынешний двухэтажный собор, но скорая
смерть не позволила ему достроить оный. Перед кончиною же принял схиму
и погребен был в притворе собора. Отличался особой богобоязненностью
и строгою подвижническою жизнью. www.uguide.ru
Игумен Корнилий много употребил трудов на благоустроение обители: достроил
собор, соорудил больничную церковь с келиями, приобрел колокола и лучшую
церковную утварь. По монастырю завел лучший порядок в употреблении времени,
церковного имущества и занятий братии. Он был старец ума тонкого, полный
благодатной кротости, приветливый и ласковый ко всякому и никого из
приходящих не отпускал без духовного назидания.
Арсений 2-ой из военных нижних чинов, был муж простодушный, кроткий,
труженической жизни, за что был уважаем и любим братией и другими знавшими
его. За благочестивую жизнь он был удостоен иеромонашества и настоятельства.
Впрочем настоятелем монастыря он был недолго. По собственному желанию
удалился в пещеры, в коих трудился и устроил в них несколько келий и
место для церкви. Погребен возле соборной церкви с южной стороны.
Настоятель Филарет, из духовного звания... Тщанием Филарета была построена
кладбищенская церковь, приобретены образа в серебряных окладах, прекрасное
Евангелие, лучшие напрестольные кресты, сосуды и другие церковные вещи.
За такое попечение об обители, трудолюбие, кроткий нрав и терпеливое
добродушие был любим и уважаем всеми, возведен в сан игумена и награжден
наперстным крестом. Скончался 4 февраля 1854 года.
Имена этих замечательных попечителей обители, старцев и настоятелей
останутся вечным памятником в монастырской летописи..."
*
* *
|
|