30-ые
годы нынешнего столетия монастырь был закрыт и разорен. Монастырский
храм превращен в склад и птицеферму, кладбищенская церковь в кормокухню
для птиц, с колокольни сброшены колокола, надгробные памятники с монастырских
склепов утоплены в реке Мокше. Ценности, иконы, библиотека частью разграблены,
частью переданы в местный музей. В храме Усекновения главы Иоанна Предтечи
был организован клуб: играла музыка и устраивались танцы. В других зданиях
были магазин, гараж, столовая и жили рабочие местного совхоза.
Ранее
монастырь был мужским. В 1990 году по ходатайству и требованию общественности
обитель была передана Русской Православной Церкви. По благословению
Владыки Серафима, Архиепископа Пензенского и Кузнецкого, был учрежден
женский монастырь. После 60-летнего запустения обитель вновь обрела
свое первоначальное назначение, в ней возобновилась монашеская жизнь.
Но теперь продолжателями монашеского делания в этом святом месте стали
уже не насельники, а насельницы.
12 марта 1990 года приехала из Рижского женского монастыря монахиня
Митрофания (Перетягина), назначенная в этот монастырь на настоятельскую
должность. С ней и первые насельницы. Всего было 7 сестёр и игумения.
А к концу первого года возрождения обители насельниц насчитывалось уже
около тридцати.
Первое богослужение в монастыре было совершено 12 апреля 1990 года в
Великий Четверг на Страстной недели. На клиросе монастырский хор состоял
всего лишь из трех человек. Регентовала сама матушка Митрофания. На
первой Божественной Литургии присутствовало много прихожан и паломников.
Матушка Митрофания приняла обитель в разорении. Центральный храм до
уровня первого этажа был завален землей. В нижнем храме не было полов,
окна затянуты пленкой. Настенная роспись специально забелена, местами
соскоблена. В некоторых местах не было крыши. Во время дождя вода лилась
прямо на молящихся, на полу были лужи. Первое время жили все вместе
в двух неблагоустроенных кельях. В окна дул ветер, крыша протекала во
время дождя, ставили тазы для воды, которая текла с потолка. Печки сильно
дымили или вовсе не топились. Было холодно, сыро.
Насельницы с утра до позднего вечера проводили в труде: расчищали территорию
от хлама и завалов, засыпали ямы и разравнивали землю, разгружали машины
с кирпичом, досками, копали землю под огород, сажали картофель и другие
овощи. С первых же дней начались восстановительные работы. Первыми объектами
стали сестринский корпус, котельная и храм. Все заботы, трудности, а
также финансовые затраты возложил на себя Владыка Серафим. По его благословению
из г. Пензы была прислана бригада строителей. Он часто приезжал в обитель,
по-отечески ободрял сестер и укреплял в них монашеский дух.
В этот период приезжало много паломников из разных мест, которые бесплатно,
во Славу Божию, трудились и
помогали из руин поднимать монастырь.
*
* *